Программа медико- психолого- педагогического изучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Изучение ребёнка |
Содержание работы |
Где и кем выполняется работа |
Медицинское |
Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребёнка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося, изменения в физическом развитии (рост, вес и т.д); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, Стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов. |
Медицинский работник, педагоги.
Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр.
|
Психолого-логопедическое |
Обследование актуального психического и речевого развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность. Мышление: визуальное ( линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности, моторика, речь. |
Наблюдение за ребёнком на занятиях и во внеурочное время (учителя, воспитатели)
Беседы с ребёнком, родителями. Наблюдения за речью ребёнка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ (учитель)
|
Социально-педагогическое |
Семья ребёнка: состав семьи, условия воспитания. Умение учиться: организованность, выполнение требований педагога, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроение ребёнка, наличие аффективных вспышек, способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения, наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении : гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка. |
Посещение семьи ребёнка ( соц.педагог, классный руководитель) Наблюдение во время занятий, изучение работ ученика (педагог) Беседа с родителями и учителями предметниками.
Анкета для учителей. Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности. |
Комплексная медико -психолого-педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ
Направление |
Цель |
Форма |
Содержание |
Предполагаемый результат |
Педагогическая коррекция |
Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения |
Уроки и внеурочные занятия |
Реализация программ коррекционных занятий.
Осуществление индивидуального подхода обучения ребёнка с ОВЗ. |
Освоение обучающимися образовательной программы |
Психологическая коррекция |
Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. |
Коррекционно-развивающие занятия |
Реализация коррекционно-развивающих программ и методических разработок с обучающимися с ОВЗ |
Сформированность психических процессов, необходимых для освоения образовательной программы. |
Программа повышения психолого- педагогической компетентности родителей.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Направление |
Содержание работы |
Ответственный |
Консультирование |
Ознакомление с психолого-педагогическими, физиологическими и возрастными особенностями обучающихся, педагогическая и психологическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании. |
классные руководители |
Родительские собрания |
Лекции по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактика девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического развития. |
Соц.педагог, классные руководители. |
Анкетирование |
Опрос родителей по вопросам обучения и воспитания |
Классные руководители, соц.педагог. |